Двухгодичный проект на тему "Интернет-зависимость как социальная проблема современного поколения"


Муниципальное общеобразовательное учреждение средний общеобразовательной школы с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла № 23 г Комсомольска-на-Амуре

















Двухгодичный проект на тему:
«Интернет-зависимость как социальная проблема современного поколения»



















                                                                                  



                                                                      Выполнила:

                                                                      Ученица 11 класса «Б»

                                                                      Шелегова Софья

                                                                      Куратор:

                                                                      Учитель истории и обществознания

                                                                      Дорошенко Иван Александрович   
Допускается к защите 
________________________________________
"___"______________20__г.          

2016-2018 год




Оглавление

























3.2 Тест Кимберли Янг



    3.5 Анализ теста Кимберли Янг















1. Введение


При всех плюсах, которые предоставляет интернет, он обнаруживает и свои отрицательные стороны, одна из которых – зависимость от него. Казалось бы, ничего страшного, что пользователь проводит здесь много времени, нет, однако такое мнение в последнее время опровергается научными исследованиями, экспериментами и наблюдениями, сделанными в повседневной жизни.

Опираясь на свой небогатый жизненный опыт, я успела заметить, что многие одноклассники и ученики школы значительную часть своего свободного времени посвящают «общению с гаджетами», в связи с этим меня заинтересовали злободневные вопросы.

Что заставляет молодежь уходить от активного образа жизни и часами просиживать в сети Интернет?

Что именно привлекает их в сети, какие сайты они посещают?

Почему Интернет-зависимость проявляется в своеобразном уходе от реальности, при котором процесс навигации по сети «затягивает» субъекта настолько, что он оказывается не в состоянии полноценно функционировать в реальном мире.



Тему исследования "Интернет-зависимость как проблема современного поколения" я выбрала потому, что она близка мне, так как быстрое распространение новых информационных технологий становится одним из атрибутов современности.

В своей работе опираясь на учебные пособия и исследовательскую работу, я постараюсь выявить причины интернет-зависимости и разработать рекомендации для родителей и подростков для преодоления зависимости.

1.1 Актуальность:


Стремительное развитие современного общества наряду с возникновением новых технологий и новых возможностей неизбежно приводит к возникновению новых проблем и болезней общества. Одной из таких болезней является неуклонно распространяющаяся интернет-зависимость.

Основной для исследования послужило предположение, что профилактические меры могут устранить формирующуюся зависимость детей и подростков от интернета.

Я думаю, что подростки могут (и должны) отвлекаться от интернета, ведь в реальной жизни достаточно интересных занятий, которые помогут стать каждому из нас полноценной личностью, занять свое место в жизни, найти свою социальную нишу, успешно социализироваться. В свою очередь, излишнее увлечение интернетом формирует в сознании растущего поколения страх перед обществом, привычку дистанцироваться от прямых социальных контактов с помощью социальных сетей, рассеивают внимание, формируют психологические барьеры. Нарастающая зависимость от интернета формируется привычкой быть «в сети», подражать общепринятой моде быть «онлайн». С течением времени многократно повторяющиеся действия становятся привычными и даже необходимыми.

Мир, окружающий человека многообразен. XXI век до неузнаваемости изменил круг общения человека. Спутником жизни людей, становятся не книги, не друзья, а всевозможные гаджеты и интернет. Реальный и виртуальный мир идут рядом. Очень легко погрузится в виртуальный мир, уйти от жизненных трудностей и проблем, потерять родных и близких, потерять себя. И очень трудно научиться преодолевать эти трудности, решать проблемы, идти вперед.

Уход от реальности, зависимость от интерната – это глобальная проблема нашего времени. Обозначить пути решения этой проблемы – цель моего проекта.

Я убеждена в том, что человек является творцом своей жизни, что он и режиссер и герой этой жизни. Я хочу донести до общества, что люди сами являются главными действующими лицами своей жизни, которые ведут бесконечную жизненную игру, а не те картинки, которые выкладывают в «Инстаграмм» и «ВКонтакте».

1.2 Предмет исследования:


 Интернет-зависимость у подростков 12-18 лет

1.3 Гипотеза:


Современное поколение подвержено интернет-зависимости.

1.4 Цель:


Разработать систему профилактических мер для реализации в рамках МОУ СОШ № 23 г Комсомольска-на-Амуре.

1.5 Задачи:


1.                Исследовать причины и формы зависимости молодых людей от социальных сетей используя теоретический материал СМИ.

2.                Провести социологическое исследование позволяющее выявить причины, степень привыкания молодежи к социальным сетям в МОУ СОШ № 23 г. Комсомольска-на-Амуре.

3.                Разработать рекомендации по профилактике зависимости молодежи от социальных сетей.
    

2. Теоритическая часть


2.1 Что такое интернет?


Интернет – это всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации. Часто упоминается как Всемирная сеть и Глобальная сеть, а также просто Сеть.



2.2 Что такое интернет-зависимость?


Интернет в США и в Европе развит гораздо больше, чем в России, опыт этих стран может быть показателен. В настоящее время интенсивно обсуждается и исследуется феномен «зависимости от интернета», или интернет-аддикции.

Слово «зависимость» означает – навязчивую потребность, ощущаемую человеком и подвигающую его к определенной деятельности; нехимическая зависимость – аддикция, где объектом зависимости является поведенческий паттерн, а не психоактивные вещества.

Интернет – зависимость это расстройство в психике, сопровождающиеся большим количеством поведенческих проблем и заключающееся в неспособности человека вовремя выйти из сети, а также в постоянном присутствии навязчивого желания туда войти.

Интернет-зависимость – это психическое расстройство, характеризующееся потерей самоконтроля, непреодолимым желанием находиться постоянно в сети интернет и неспособностью оттуда выйти. Это болезнь современности, которая до конца еще не изучена. Проведенные исследования на предмет интернет-зависимости доказали, что длительное пребывание в сети интернет приводит к изменению сознания и работы головного мозга, что в свою очередь ведет к потере обучаемости и возможности глубоко мыслить.

Игровая зависимость – предполагаемая форма психической зависимости, проявляющая в навязчивом увлечение компьютерными играми или азартными играми.

Поведенчески интернет-зависимость проявляется в том, что люди настолько предпочитают жизнь в интернете, что фактически начинают отказываться от своей реальной жизни, проводя до 20 часов в день в виртуальной реальности.



2.3 Увлечение или зависимость?


Период увлечения интернетом проходят все — всемирная паутина как новая игрушка затягивает и привлекает, но со временем надоедает, и в результате человек переключается на что-то другое. Но если переключения и смены интересов не происходит — тогда нужно бить тревогу.

Вычислить первые признаки интернет-зависимости не сложно. Первым делом должно насторожить количество времени, которое человек проводит в сети. 5 часов в сутки — это уже тревожный показатель.

Также важно, что именно человек делает в интернете. Одно дело, когда это связано с работой, производственной необходимостью или обучением, и другое — если человек бесцельно рассматривает сайты, играет в сетевые игры, общается в чатах, знакомится или занимается киберсексом. Обычно на фоне погружения в сеть человек отказывается от нормального, реального, личного общения, от работы и учёбы, портятся отношения с окружающими людьми, нарушаются режим сна и режим питания.

Зависимость от сети вызывает эмоциональную подавленность, трудности с концентрацией и отстранённость. В результате человек предпочитает компьютер и виртуальное общение — общению с живыми людьми.



2.4 Интернет-зависимость разделяется на несколько категорий:


- лёгкая форма — человек зависим, но чётко осознаёт свою зависимость, от которой получает не просто удовольствие, а какие-то социальные блага. (деньги, знакомства, образование).

- средняя форма — человек осознаёт зависимость, но получает удовольствие от простого блуждания без цели в Интернете, играх и т. д.

- тяжелая форма — человек не осознаёт свою зависимость, агрессивен. Может променять сон на удовлетворении потребности в компьютере.

2.5 Виды интернет-зависимости


На сегодняшний день психотерапевты выделяют следующие основные виды интернет-зависимости:

- тяга к общению в интернете и новым знакомствам в сети. Это может быть пребывание на сайтах знакомств, чатах, различных форумах. Этой зависимости страдают люди, которые имеют проблемы с общением в реальной жизни. Часто друзья в интернете становятся важнее семьи и реальных друзей, из-за чего возникают проблемы с близкими.

- непреодолимая тяга к новым информационным потокам, которая заставляет человека регулярно блуждать по сети. Онлайн серфинг способствует бесконечному поиску информации без определенной цели и смысла. В результате, человек тратит очень много времени на бессмысленное блуждание по сайтам, что приводит к информационной перегрузке и потере продуктивности.

- игровая зависимость. Эта проблема крайне актуальна в области психического здоровья для общества современного мира. Игроманы теряют семьи, свои финансовые сбережения, вплоть до полного разорения, пренебрегают своей профессиональной деятельностью, так как на первый план выходят игры.

- зависимость, связанная с азартными играми в сети интернет. Этот вид зависимости очень схож с играми на деньги, однако это пристрастие затягивает большее количество игроков, чем стандартные игровые автоматы или казино. В зоне риска находятся подростки, так как среди них данная зависимость является достаточно распространенным явлением.

- пристрастие к просмотру фильмов через Интернет.

- киберсексуальная зависимость – навязчивое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом.

- онлайн-шопинг. Потребность совершать ненужные покупки в интернет-магазинах. Зависимый шопоголик не может остановится даже, когда у него уже все есть. Всегда найдется акция или распродажа, при которой зависимый не сможет устоять и даже купить ту же вещь, успокаивая себя отговорками: «прозапас», «в подарок», «это выгодно» и так далее. Опасность заключается в финансовом расточительстве и невозможности здраво оценивать реальные потребности.

Причины

Интернет-зависимость может проявляться по-разному. У одного человека чрезмерное увлечение Интернетом может быть расстройством влечения, у другого — зависимостью. И у некоторых это приобретает просто патологическую форму. Это состояние человек не может побороть самостоятельно, даже, если понимает, что что-то не так и он вредит себе. Причины могут быть разные:

1.                 Одной из причин является особенность характера — обидчивость, ранимость, склонность к депрессии, низкая самооценка.

2.                 Сложности с выражением эмоцией и общением в реальном мире. В Интернете людям проще раскрываться, поэтому зависимые просто «убегают» от реальности в мир, где они могут свободно выражать себя.

3.                 Зависимые могут испытывать чувство одиночества и недостаток внимания от близких, а в Интернете находят единомышленников и друзей.

4.                 Так же развитию интернет-зависимости может способствовать гиперопека над ребенком.

5.                 Отсутствие навыков самоконтроля и контроля со стороны взрослых

6.                 Неумение самостоятельно организовывать свое свободное время, досуг

7.                 Отсутствие личного пространства у подроста

Фактором развития зависимости является неправильное воспитание, нездоровая атмосфера в семье и бездуховность. Такие принципы воспитания как вседозволенность, подавление инициативы, безнаказанность и безотчетность способствуют к возникновению у человека зависимости.



2.6      9 признаков интернет-зависимости:


1.                Постоянное желание быть онлайн

2.                Раздражительность при невозможности выйти в интернет

3.                Нежелание отвлекаться от виртуального пространства

4.                Расстройства внимания

5.                Пренебрежение личной гигиеной

6.                Отказ от пищи или системное нерегулярное питание

7.                Отказ от общения в реальной жизни

8.                Готовность вкладывать все свободные деньги в компьютер и интернет

9.                Конфликты с окружающими людьми



2.7 Симптомы интернет-зависимости


Ø    Вы ощущаете огромную радость перед каждым новым сеансом, а без доступа в интернет испытываете грусть и уныние.

Ø    Вас за уши не оттащить от монитора, и ни под каким предлогом не выманить на улицу.

Ø    Вы не ходите в гости, реже встречаетесь с друзьями, т.е. потихоньку теряете контакты с людьми в оффлайне.

Ø    Вы постоянно обновляете страничку в соцсетях, часто проверяете

e-mail почту, аккаунт на сайте знакомств и т.д.

Ø    Обсуждаете компьютерную тематику даже с людьми, едва сведущими в данной области.

Ø    Вы теряете чувство времени. Заглянув вроде бы по делу на несколько минут, вы зависаете в сети на несколько часов и не замечаете, как стремительно пролетает время.

Ø    Во время интернет-серфинга забываете о служебных обязанностях, учебе, домашних делах, встречах и договоренностях.

Ø    Сайты вы посещаете не с целью найти нужную информацию, а заходите на них бесцельно и механически.

Ø    Тратите немалые деньги на интернет, а также на обеспечение постоянного обновления, как различных компьютерных устройств, так и программного обеспечения. Еще и пытаетесь скрыть это от близких.

Ø    На физиологическом уровне вы чувствуете последствия длительного сидения за компьютером: боль в глазах, ломота в суставах, нарушение сна и режима питания.

Ø    Испытываете влияние информации из сети на ваше психологическое самочувствие — негативные новости или сообщения вызывают в вас бурю отрицательных эмоций, таких как ярость, печаль или тревогу.

Ø    Замечаете, как близкие люди все чаще начинают выражать свое возмущение по поводу того, что вы слишком много времени проводите в Интернете. И это является явным признаком интернет зависимости. Самому чрезмерную увлеченность интернетом заметить бывает сложно.



Психологические симптомы:

• хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

• невозможность остановиться;

• увеличение количества времени, проводимого за компьютером;

• пренебрежение семьей и друзьями;

• ощущения пустоты, депрессии, раздражения не за компьютером;

• ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;

• проблемы с работой или учебой.

Физические симптомы:

• синдром карпального канала (туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц);

• сухость в глазах;

• головные боли по типу мигрени;

• боли в спине;

• нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;

• пренебрежение личной гигиеной;

• расстройства сна, изменение режима сна.



2.8 Влияние интернет-зависимости   на здоровье подростков


При работе на компьютере человек длительное время находиться без движения. Но если в обычном трудовом процессе работник отвлекается от монитора, встает, двигается, то ребенок играющий на компьютере, проводит несколько часов, а то и весь день без движения. Такой режим использования компьютера наносит непоправимый вред здоровью человека, а здоровью ребенка тем более.

Позвоночник и кости взрослого человека уже выработали определенное нормальное состояние – осанку, тогда как организм ребенка еще достаточно гибок и только начинает вырабатывать осанку. Отсутствие движения приводит к атрофированию мышц спины, брюшной полости, грудной клетки и шеи, что влечет за собой нарушение осанки, искривление грудной клетки, горбатость, а также различные заболевания позвоночника (грыжи, смещение дисков). Помимо этого, отсутствие движения при работе на компьютере влечет за собой – плохое кровообращение и ожирение сердца. Как результат – инсульты, инфаркты и одышка.

Также компьютер пагубно влияет не только на здоровье опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем, но и на зрительную систему человека, а тем более ребенка.

Компьютерные игры могут причинить и физический и психологический вред. Физический — нарушение сна и питания, ухудшение зрения. Психологический — отрыв от реальной жизни. Когда время, проведенное в отрыве от реальной жизни, переваливает за 10% от всего времени — это опасно.

Молодой растущий организм особенно сильно подвержен негативному воздействию зрительных, а также нервно-эмоциональных нагрузок. Именно поэтому длительное сиденье за компьютером ведет не только к чрезмерному переутомлению детского организма, но в будущем может спровоцировать серьезные заболевания. Если вечером ребенок излишне возбужден, раздражителен и даже агрессивен, если он плохо засыпает и часто просыпается ночью, - это верный признак того, что его общение с компьютером необходимо строго ограничить.

Вообще, специалисты до сих пор однозначно не определились, сколько времени ребенок может проводить за компьютером. Обычно врачи рекомендуют ограничиться 1 часом в день.

Когда дети или взрослые заняты работой, связанной с напряжением зрения, их глаза утомляются. У детей особенно часто устают глаза, поскольку их глаза и мышцы, которые ими управляют, еще не окрепли. Чтение сверх меры, неограниченное по времени просиживание перед телевизором или компьютером требуют от молодых глаз серьезного напряжения. Наиболее часто утомляемость зрения приводит к тому, что дети становятся вялыми и раздражительными.

Компьютер столь же безопасен, как и любой другой бытовой прибор. Но, как и в случае с другими бытовыми приборами, существуют потенциальные угрозы для здоровья, связанные с его применением. (Кстати, многие из этих угроз связаны не только с компьютерами, но и с видеоиграми). Рассматривая влияние компьютеров на здоровье, отметим несколько факторов риска.

Сюда относятся:

·                   проблемы провокации эпилептических приступов;

·                   проблемы, связанные с электромагнитным излучением;

·                   проблемы зрения;

·                   проблемы, связанные с мышцами и суставами.

В каждом из этих случаев степень риска прямо пропорциональна времени, проводимому за компьютером и вблизи него.

Установлено, что азартные игры могут вызывать зависимость, в чем-то напоминающую алкогольную или даже наркотическую. В детском возрасте игровая зависимость обычно развивается в отношении компьютерных игр. При этом такая полезная и необходимая вещь, как компьютер, таит в себе еще одну опасность — зависимость от него самого.

Специалисты в области интернет-зависимости особо выделяют увлечение общением on-line с друзьями по сети. Это опасно, поскольку может повлечь за собой желание заменить реальную жизнь, семью, друзей виртуальной жизнью, удовлетворяющей практически любым критериям.



2.9 Влияние интернет-зависимости на развитие личности подростка


Сегодня человечество столкнулось с проблемой последствий связи «компьютер-психика». В данный момент уже не вызывает сомнений тот факт, что воздействие, которое Интернет может оказать на личность пользователя, является глубоким и системным. А.Е. Войскунский с соавторами, подводя итог начальному этапу психологических исследований Интернета, указывает, что влияние на личностное развитие информационных технологий не может быть однозначно квалифицировано как положительное или отрицательное: наряду с негативными трансформациями личности при, так называемой, Интернет-аддикции, существует возможность позитивного развития отдельных способностей. Да, в цепочке «подросток – компьютер – Интернет» возможно два варианта развития их взаимосвязи: «положительный» и «отрицательный». Во втором случаи при частом использовании компьютера и Интернета возникают психологические проявления интернет-зависимости, которая выражается в большом количестве проблем поведения и контроля над влечениями, и в итоге к изменению личности в целом.

В связи с поставленной задачей постараемся систематизировать и обобщить немногочисленные данные о трансформирующим влиянии зависимости от Интернета на личность подростка, а также постараемся ответить на вопрос, почему именно подростки оказываются на сегодняшний день в основной группе риска формирования новой формы аддиктивного поведения (количество интернет-зависимых подростков в разных странах колеблется от 1,4% до 17,9%).

Психологические особенности подростка

Подросток – это развивающаяся личность, ищущая ответы на жизненно-необходимые для него вопросы: «Кто я?», «Зачем я?», «Для кого я?» и «Каков я?». В подростковом возрасте индивид выходит на качественно новую социальную позицию, в это время формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. Следовательно, от того, как протекает социальная ориентация в этот период, зависит очень многое в формировании социальных установок человека.

Для каждого возрастного периода характерен ведущий тип деятельности, и именно он оказывает существенное влияние на формирование определенной иерархии мотивов, на развитие процесса целеполагания. Для подросткового возраста характерна деятельность, направленная на усвоение норм взаимоотношений, в большей степени со сверстниками. Эта сторона жизни индивида получает выражение в общественно полезной деятельности, отвечающей мотивационно-потребностной сфере личности подростка, реализуется его потребность в самоопределении, в самовыражении, в признании взрослыми его активности. В этот период онтогенеза складываются наиболее благоприятные условия для проявления и закрепления общественной сущности человека.

Подростковый возраст относится к критическому периоду психического развития. Остро протекающий психический перелом обусловливает его исключительную сложность и противоречивость. В возрастной физиологии критические периоды рассматриваются с точки зрения возможности нарушения нормального хода развития, а в психологии этим термином обозначается чувствительность ребенка к формированию воздействий. В отличии от стабильных, критические периоды являются поворотными пунктами развития, когда в относительно короткий промежуток времени происходят кардинальные сдвиги в формировании личности. Известно, что важнейшим психологическим новообразованием данного возраста является становление самосознания. Важным признаком, характеризующим самосознание подростка, считается чувство взрослости. Таким образом, подросток ставит себя в ситуацию взрослого в системе реальных отношений.

Итак, психологические особенности возраста определяются комплексом обстоятельств, прежде всего общественными условиями и образом жизни подростка, воспитанием и характером его практической деятельности. В этот период происходит поиск новой деятельности. И от того, какая деятельность станет ведущей в жизни подростка, зависит становление его личности.



Причины формирования зависимости от Интернета у подростков

Как известно, любая деятельность направлена на удовлетворение потребностей. Спектр базовых потребностей современного подростка достаточно широк. Помимо жизненно необходимых (физиологических и безопасности), среди них важное место занимают социальные потребности (общения, любовь, признания) и потребности, связанные с развитием личности (познания, понимания, самореализации).

Исследование «Фонда Развития Интернет», проведенное Г.В. Солдатовой, О.С. Гостимской, Е.Ю. Кропалевой позволило определить круг потребностей, которые подростки удовлетворяют с помощью Интернета. Среди них: потребность в автономии и самостоятельности (в процессе социализации эта потребность предполагает, в первую очередь, стремление к независимости от родителей); потребность в самореализации и признании; потребность в признании и познании; удовлетворение социальной потребности в общении, в принадлежности к группе по интересам, в любви; потребность в обладании; познавательную потребность, также владение новыми знаниями способствует достижению признания со стороны сверстников и самореализации. В результате использования Интернета возникает ощущение полного контроля и владения ситуацией, что удовлетворяет потребность в безопасности – одну из базовых в системе потребностей человека.

Будет не лишним повторить простые и хорошо известные аспекты взросления, чтобы лучше понять, почему подростки проводят свое время в таком странном и необычном месте, как киберпространство.

Идентификация. Подростки пытаются определиться со своим местом в окружающем мире. Они задают себе «общемировые» вопросы: Кто Я? Зачем я живу? Это вопросы, ответы на которые очень трудно дать и некоторые могут быть найдены в киберпространстве.

Интимность и принадлежность. В процессе взросления человек знакомится с различными аспектами интимных отношений, в особенности с противоположным полом. Он ищет друзей и компании, где он мог бы испытать чувство принадлежности группе. Все эти отношения являются важной частью идентификации личности. Киберпространство предоставляет ему неисчислимое количество людей и групп, объединяющих своих членов по интересам, ценностям склонностям.

Сепарация от родителей и семьи. Поиски подростками своего места в жизни и выстраивание отношений с другими людьми идут рука об руку с желанием отделиться от родителей. Подросток хочет быть независимым и делать то, что он хочет. Но в то же время он не хочет полностью отделяться от родителей. И тут Интернет предоставляет уникальную возможность. Хочешь знакомиться с новыми людьми, делать захватывающие вещи, открывать мир? Хочешь остаться дома с родителями? Интернет позволяет тебе это делать одновременно.

Известно, что психология подросткового возраста тесно связана с проблемой «отцов и детей». По результатам исследований Р.Ф. Теперик в семьях подростков, характеризующихся патологической зависимостью от компьютерных игр, выявлена специфика семейных коммуникаций: матери проявляют черты либо гипер-, либо гипопротекции, для отношений с отцом характерна эмоциональная дистанция, наблюдаются феномены созависимости и патологические поведенческие паттерны. Это способствовало возникновению у подростка ощущения изолированности, и в дальнейшем приводило к проблемам адаптации в коллективе сверстников.

Избавление от фрустрации. Подростковый возраст - это сложный и фрустрирующий период жизни, проходящий под давлением школы, семьи и друзей. Что делать подростку со своими переживаниями, особенно когда они усилены гормональной перестройкой организма? Ему нужно избавиться от фрустраций и он может попытаться это сделать в анонимном, свободном от ответственности киберпространстве.

Для В.Л. Малыгина, Н.С. Хомерики и Е.А. Смирновой (Москва) факторы риска формирования интернет-зависимости связаны со следующими личностными особенностями подростков: склонностью к поиску новых ощущений, агрессивностью и тревожностью, асоциальными копинг-стратегиями, эмоциональной отчужденностью, низкой коммуникативной компетентностью и др. Поэтому все подростки-пользователи пойманы одной сетью и находятся в одной группе риска.

Интернет-зависимость порождает психологические проблемы: конфликтное поведение, хронические депрессии, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, трудности адаптации в социуме, потеря способности контролировать время за компьютером, дискомфорт при отсутствии возможности пользования Интернетом. Используя Интернет, подросток вместо стремления "думать" и "учить" предпочитает "искать". Многие дети открыто признают, что часто посещают запрещенные родителями сайты. Это и порнография, и сайты самоубийц, сайты наркоманов и террористических, националистических организаций. При этом у подростков возникает иллюзия вседозволенности и безнаказанности. Это побуждает нарушать права человека, а иллюзия безнаказанности может оказаться ловушкой и иметь серьезные последствия в реальной жизни - происходит девальвация нравственности. 

К проявлениям зависимости от Интернета относят не только зависимость от социальных применений Сети, но и привязанность к азартным играм в Интернете, электронным покупкам; страсть к навигации по WWW; пристрастие к сексуальным применениям Интернета. Драматизм последнего вида в том, что он настигает подростков в переходном возрасте, либо в момент полового созревания, и тогда у него формируется асоциальное представление о сексе, что может отложить отпечаток на всю жизнь. 

Основные проблемы "жителя Интернета" - в области самопринятия. Подростки испытывают сложности в близком общении и самораскрытии, в принятии своего "Я" и своих телесных потребностей. Возможной причиной являются неразвитые механизмы самооценки, препятствующие формированию адекватных представлений о себе. Для части подростков чрезмерная вовлеченность в Интернет связана с готовностью контролировать работу компьютерных программ; эту склонность к контролю они могут перенести и в сферу человеческих отношений, а так как попытки манипулирования людьми часто заканчиваются неудачей, это может толкать детей к замкнутости и социальной изоляции. 



2.10 К чему приводит интернет-зависимость?


Многочасовые путешествия по разным сайтам и сообществам оказывают пагубное влияние на физическое и психическое состояние зависимого. Чем дольше он находится в паутине, тем сложнее ему отличить реальность от виртуального состояния. Тяга к другой жизни в сети не проходит бесследно для любого человека, но у каждого последствия интернет-зависимости выглядят по-разному:

§     неряшливость, отсутствие внимания не только к своему внешнему виду, но даже личной гигиене;

§     подчеркнутое равнодушие к мнению родных и близких, их проблемам и просьбам, домашним делам;

§     повышенная агрессия, особенно, если родные пытаются запретить или сократить время общения с компьютером;

§     сужение круга реальных знакомых, отказ от общения с ними.

Помимо психологического отказа от реальной жизни, интернет-зависимость приводит и к нарушениям состояния физического здоровья заболевшего. Чаще всего, отмечается снижение зрения, зрительная утомляемость, рези в глазах, сухость, а позднее резко падает острота зрения. Однако этим проблемы со здоровьем не ограничиваются, добавляются и некоторые другие:

§     Снижение иммунитета;

§     Бессонница;

§     Повторяющиеся головные боли;

§     Усиливающиеся боли в спине.

2.11 Интернет-зависимость и одиночество


Удивительно, но одиночество может быть и причиной, и следствием зависимости от интернета. В первом случае, ощущение отверженности, загнанности, затравленности родственниками или сверстниками порождают желание спрятаться, найти тех, кто поймет, примет человека таким, какой он есть. В этой ситуации вынужденный отказ от общения с реальными людьми и интернет-зависимость становится спасением от травли и отчаяния, вызванного унижениями, нелюбовью и невниманием.

В другом случае, одиночество становится следствием ухода пользователя от реальности: он поглощен виртуальной жизнью, с друзьями и знакомыми ему становится неинтересно - они не понимают и не поддерживают его образа жизни и разговоров, которые касаются только интернета. Проблема интернет-зависимости в обоих случаях здесь становится в «полный рост», потому что человек все более отрывается от существующих реалий и погружается в мир фантазий и придуманной им жизни.



2.12 Как избежать интернет-зависимости?


Вот несколько простых рекомендаций:

Самое очевидное решение - это ограничить количество времени, проводимое за компьютером без перерыва. Рекомендуется делать короткий перерыв через каждые 30 минут. Идеальной "разрядкой" между компьютерными занятиями может быть физическая активность, не требующая напряжения зрения - прогулка, игра в мяч на воздухе или поход в магазин.

Некоторые специалисты предлагают упражнения для глаз, помогающие избежать проблем, связанных с использованием компьютера. Это могут быть такие простые упражнения, как, например, слежение за объектами, движущимися в поле зрения, или концентрация зрения на удаленных предметах. Чередование работы за компьютером с другими видами деятельности полезно еще и тем, что последние часто включают в себя зрительные движения, являющиеся хорошими упражнениями для глаз.

Если человек лишается возможности пользоваться компьютером и выходом в Интернет, у него возникает подавленное настроение, все остальное в жизни теряет свой смысл. В запущенных случаях зависимый перестает обращать внимание не только на окружающих, но и на себя, на свой внешний вид, перестает выполнять элементарные гигиенические процедуры. Самостоятельные попытки избавиться от зависимости чаще всего приводят к развитию депрессивного состояния, которое проходит, когда больной возвращается к привычному занятию.

Основная проблема избавления от любой зависимости состоит в том, что личность больного искажена, дисгармонична, а потому даже при активном желании излечиться закрепить достигнутый результат бывает очень непросто. В психиатрической практике неоднократно встречались случаи, когда избавившиеся от наркотической зависимости люди становились игроманами. По мнению врачей, тяга к игре намного сильнее и избавиться от нее труднее, чем от наркотиков.

В той или иной степени такого рода зависимостью могут страдать все люди. На ее развитие могут повлиять даже изменения политического строя, материального благосостояния. Игровая зависимость характерна для инфантильного общества: надежда на удачу, игра, счастливый случай освобождают от ответственности, от необходимости самостоятельно принимать серьезные решения.

Проблема лечения игровой зависимости, которая признана серьезной угрозой психическому и физическому здоровью населения, вызвала серьезное беспокойство и в нашей стране. 21–22 июня 2010 года в Москве прошла научная конференция с международным участием «Игровая зависимость: мифы и реальность».

Говоря о конкретных мерах по лечению и профилактике игровой и компьютерной зависимости, директор Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П.Сербского академик Татьяна Дмитриева объявила о создании специальной группы по решению этих проблем.

Планируется также создать сеть центров, в которых будут оказывать помощь всем желающим преодолеть зависимость от азартных игр. Поскольку официальной статистики по игромании в России нет, создаваемые подразделения будут проводить и статистические исследования. В ближайшее время ожидается выход монографии по проблемам игровой зависимости.

Часто за кажущейся компьютерной зависимостью могут скрываться психологические проблемы, такие как неуспешность ребенка в реальной жизни, неумение общаться, социальная дезадаптированность.

Как правило, компьютерными аддиктами становятся дети и подростки, имеющие нестабильные и конфликтные семейные или школьные отношения, без серьезных увлечений. Именно они находят в виртуальном мире отдушину и считают свое пребывание в сети или успехи в компьютерной игре достаточными для самоутверждения и для улучшения психологического состояния.

Мальчиков привлекает реализация их агрессивных тенденций. Ведь практически все подростковые компьютерные игры построены на агрессии и убийствах. А ведь ролевая игра не простое развлечение. В такого рода играх быстро усваиваются модели поведения. Поэтому в ряде стран детям до 18 лет запрещено играть в некоторые особо агрессивные компьютерные игры, так как они могут спровоцировать незрелую, неразвитую личность на реализацию агрессивных импульсов уже не в игре, а в жизни».

Не меньшую опасность для неокрепшей психики детей, считают специалисты, таит и, казалось бы, безобидное общение в Интернете. Бывают случаи, когда у некоторых психически неустойчивых подростков, «примеряющих» на себя различные виртуальные образы, возникают проблемы с самоидентификацией — происходит отчуждение «я», начинается раздвоение личности по типу компьютерной шизофрении.

Но даже если компьютер ребенка не подключен к Интернету, это не означает, что многочасовое сидение полезно для детей. «Компьютер искажает мышление ребенка, учит мыслить не творчески, а технологически. Есть задача, итог и комплекс средств, при помощи которых можно решить эту задачу. Все! Таким образом, мышление ребенка программируется, творческие способности не развиваются. Происходит роботизация мышления, уходят эмоции, сострадание, человечность — то, что раньше всегда было присуще детям. Поэтому, на мой взгляд, для развивающегося ребенка компьютер вреден. Чем позже мальчик или девочка за него сядут, тем лучше», — считает Юрий Шевченко.

Как избавиться от интернет-зависимости?

Жизнь в наш скоростной век, ежедневно меняющийся, полный соблазнов, обмана, лжи и обрушивающий на человека потоки информации, порой, ненужной и даже вредной, для многих оказалась слишком тяжелым испытанием. Кроме того, точное название данное интернет: «всемирная мировая паутина» - вполне оправдывает действия владельцев сайтов и социальных сетей.

Они не только предлагают необходимую для работы и жизни информацию, которой можно, в случае необходимости, воспользоваться. Словно пауки, они затягивают в свои сети слабых духом, не нашедших своего места в жизни, ищущих друзей, единомышленников и любителей приключений и острых ощущений. Недаром эксперты в один голос утверждают, что интернет-зависимость проблема - современного общества.

Пути избавления от нее во многом зависят от степени запущенности заболевания, желания освободиться от нее и правильно назначенного лечения. А оно может содержать разные методы и приемы, в том числе, кажущиеся, на первый взгляд, если не абсурдными, то – малоэффективными, но в комплексе все они дадут положительный результат. Начать можно с самых простых и понятных:

§     ежедневно планировать свой день, уделяя работе в интернете минимум времени;

§     вспомнить о родных и близких и уделять время для помощи им и посещениям, если они живут не рядом;

§     ввести в свою жизнь занятия спортом и посещения фитнес-клуба, бассейна, тренажерного зала, работу на свежем воздухе.

2.13   Мнения психологов об интернет-зависимости


Психологи давно бьют тревогу по поводу зависимости от социальных сетей.

- Наш с вами мозг не отличает чувства, которые возникают от реальных отношений от чувств, которые дает вируальное общение. И в том и в другом случае организм вырабатывает одни и те же гормоны, - говорит интегральный психолог, действительный член Европейской профессиональной психотерапевтической Лиги Наталья Кухтина. - Виртуальное общение позволяет уйти от ответственности. Человек может изображать из себя силача или красотку, получать лайки и таким образом якобы компенсировать свои комплексы. Но в действительности эти комплексы лишь усугубляються, а зависимость от социальных сетей затягивает все больше и больше. К тому же, после многочасовой переписки ресурса на живое общение просто не остается и, как результат, отношения с реальными людьми не складываются. К сожалению, сегодня мы наблюдаем очень опасную ситуацию: интернет зависимость уже стала на второе место в мире после наркозависимости.

Как считает врач-психиатр, Лазурский Александр Федорович, куда правильнее говорить о смене доктрины, о смене формата общения. А  зависимости – нет, потому что подобные вещи были раньше: были люди, увлекающиеся чтением, например, или игрой в тот же футбол.

«Если уж мы говорим о зависимости, то представьте, сколько на планете футбольных фанатов. И что, мы их всех переводим тоже в разряд зависимых? Здесь немножечко тема размывается. Но таковы веяния времени. То, что на сегодняшний день это становится тотальным – правда, это есть.» - добавил психолог, Лазурский.

Как избавиться от интернет-зависимости - советы психолога

Психологи, не понаслышке знакомые с проблемой зависимости от интернета, утверждают, что она не фатальна, и при определенных усилиях со стороны страдающего этим недугом, его родственников, друзей и специалистов от нее можно избавиться или, по крайней мере, уменьшить ее пагубное разрушающее личность влияние. Они советуют, как побороть интернет-зависимость:

§     правильно выявить причину заболевания;

§     ограничить время пребывания в интернете;

§     отказаться от пользования интернетом для чтения книг, которые есть в печатном варианте;

§     посещать консультации по коррекции поведения, а потом и сеансы психотерапии у специалиста.

§     Составьте список с перечнем оснований, из-за которых вам стоит отказаться от чрезмерного использования интернета.

§     Если у вас нет в настоящий момент необходимости выйти в сеть, выключайте компьютер.

§     Не употребляйте пищу, сидя за компьютером, так вы сможете отвлечься от онлайн режима.

§     Отключите автоматические оповещения о поступлении на почту новых писем, если особой необходимости в них нет.

§     Скопируйте в отдельный файл или распечатайте страницы, которые содержат информацию, часто вами используемую. 



2.14    Интернет-зависимость – интересные факты


Если человек не сумеет сам заметить опасность,

                                                                                                     если не отгородит глухой стеной ту сферу своей

                                                                                                 жизни и деятельности, где властвует техника,

                                                                                     от остальных сфер своей жизни и души,

                                                                                он превращается в духовного калеку.

Даниил Андреев. "Роза Мира"

1.     В США несколько психиатрических институтов начали серию серьёзных исследований. Составляется социальный и психологический портрет пациента, причины его психической зависимости и способы воздействия на него. Большинство филиалов Общества Анонимных Алкоголиков и Наркоманов открыли группы поддержки интернет-зависимых, переживающих трудное возвращение к нормальной жизни. Причём, существуют и группы для родственников, которые желают вернуть члена семьи для нормального общения. Более серьёзная и меланхоличная организация, которая взялась лечить молодых пользователей, — Центр Internet/Computer Addiction Services, расположенный в Сиэтле, который возглавляют Хилари Кэш (Dr Hilarie Cash) и Джей Паркер (Jay Parker). Именно по их данным, от IAD страдает каждый десятый американский пользователь. Как же лечится интернет-зависимость? Вы можете не верить, но так же, как и алкоголизм и наркомания. В некоторых источниках сопоставление абсолютно недвусмысленное. Например, один исследователь, размышляя над социально-этническим портретом интернет-наркомана, заявил, что, мол, галлюциногены предпочитают "белые" американцы, "героин" — чёрные, а Интернет — пока неизвестно кто. Более того, наиболее распространенная программа, по которой лечат "пойманных в Сети" — это известная программа 12-и шагов, смысл которой заключается в том, что "отнятие" от "кибер наркотика" проводится параллельно с наполнением оффлайновой жизни смыслом. То есть, человеку в процессе групповой терапии раскрывают неизвестные или забытые стороны человеческой, реальной жизни. Причём, признаком выздоровления считается такая жизнь, когда пользователь сам контролирует время, проведённое в Сети, и это время не превышает 4-6 часов.  Параллельно с этим ведётся так называемая социальная реабилитация — человек пытается вернуть утраченные связи и отношения, постепенно уходя от групповой терапии. Как в случае с любой другой зависимостью, уже определили несколько степеней "погружения в иллюзорный мир". Вот список симптомов, после которых надо немедленно снаряжаться в больницу. Во-первых, во снах "картинки" начинают "скролиться" (scrolling). Во-вторых, когда идёт подключение модема, поднимается кровяное давление, учащается пульс. В-третьих, во время долгого нахождения за компьютером человек испытывает нечто похожее на "повышенное осознание" — он не воспринимает своё тело и то, что происходит вокруг. Со стороны это похоже на медитацию. В редких случаях притупляется чувствительность, на лице — застывшая мимика, чаще всего ничего не выражающая. В оффлайне наблюдаются внезапные "выпадения" из контекста беседы и смех невпопад. Надо отметить, что по сравнению с зависимостями от алкоголя и наркотиков, Интернет-зависимость в меньшей степени вредит здоровью человека, не разрушает его мозг, и казалась бы достаточно безопасной, если бы не явное снижение трудоспособности, эффективности функционирования в реальном социуме. Как наркотик, общение в Интернете может создавать иллюзию благополучия, кажущуюся возможность решения реальных проблем. Хотя, как показывают исследования московских психологов, многие Интернет-зависимые отдают себе отчет в том, что не получат реальной поддержки в сети, и не расценивают Интернет как среду, гарантирующую общение.

2.     Ученые пришли к выводу, что люди, посвящающие все свободное время соцсетям, имеют низкую самооценку и множество комплексов. А зависть к глянцевой картинке чужой жизни может привести к депрессии и еще большому понижению самооценки. 

3.     Интернет-зависимость по своей сути не отличается от алкоголизма, наркомании или пристрастии к азартным играм, точно так же вызывая депрессию, агрессию и задержки в социально-эмоциональном развитии.

4.     Не единичны случаи, когда длительная игра приводила к трагическим последствиям. Например, многочасовой онлайн-сеанс игры в World of Warcraft, в октябре 2005 года довел китайскую школьницу до истощения организма и смерти. А в 2011 году американская домохозяйка, увлекшись игрой в ту же Warcraft, забыла про свою трехлетнюю дочку, которая умерла от недоедания и обезвоживания.

5.     Более половины интернет-пользователей в Росии находятся в онлайне практически круглые сутки. Такие данные приводятся в результате опроса, проведенного специалистами федерального проекта «Медиагвардия» в сотрудничестве со студентами психологического факультета Института общественных наук при РАНХиГС.

6.     Житель Пекина скончался после того, как провел 27 дней почти не отрываясь от экрана монитора в интернет-кафе. По статистике, которую приводят специалисты The Center for Net Addiction, 13% молодых пользователей глобальной сети в Китае (около 33 миллиона человек) страдают от той или иной формы интернет-зависимости. Правительство вынуждено было организовать клинику, где с 2004 года около 1,5 тысяч юношей в возрасте от 14 до 19 лет прошли курс лечения.

7.     В Финляндии интернет-зависимость – вполне приемлемая причина от службы в армии (нарвне с физическими и психологическими заболеваниями).

8.     Россия заняла второе место по среднему времени, проводимому в социальных сетях, на душу населения.



2.15 Заключение


С одной стороны, Интернет - значительный дар цивилизации, который в чем-то облегчает и насыщает нашу жизнь. Но с другой стороны, он может быть очень опасен и принести немало бед в нашу жизнь. Несмотря на то что современный мир невозможно представить без Интернета, дважды подумайте, перед тем как в очередной раз посетить свою страницу в социальных сетях – интернет-зависимость уже не просто миф. Требования современного общества таковы, что отказаться от общения с компьютером невозможно. Знакомство с ним происходит уже в младенчестве, без компьютера невозможно себе представить обучение в школе и на всех последующих этапах образования, умение работать с компьютером является обязательным условием для подавляющего большинства видов деятельности в современном мире.

Конечно, это не значит, что нужно обязательно искоренить его, как предмет зла, просто надо относиться к нему не как к средству развлечения и стараться пользоваться Интернетом только для каких-то конкретных целей, а не сидеть за ним часами от безделья или от скуки. И тогда, мне кажется, мы не будем получать столь негативную реакцию от его использования.

Если задумаетесь над этим вопросом, то хоть немного отвлечетесь от виртуальной паутины. И поэтому профилактика компьютерной зависимости является актуальнейшей проблемой общества. Чтобы не превратиться в раба сети, нужно, прежде всего, осознать эту проблему и понять, что кроме вас самих, никто вам не поможет избавиться от этого пагубного недуга. И вообще, представьте себе хоть на минуту, как жили люди, не имея интернета. Да, это было нелегко, зато как интересно и познавательно. Ведь особенность виртуального пространства в том, что его просто не существует. А значит, незачем тратить свое драгоценное время на то, чего нет.

В исследовательской работе рассматривается проблема интернет - зависимости в подростковом возрасте. Нами было изучено и проанализировано большое количество научно – методической литературы и интернет - источников по проблеме интернет – зависимости в подростковом возрасте.

Сейчас очень сложно найти человека, ни разу, не выходившего в Интернет, тем более подростка. И подростка ни разу, не игравшего в компьютерные игры. Компьютеры, телефоны, планшеты, ноутбуки все более доступны и разнообразны, сложно представить семью, в которой хотя бы одного подобного чуда техники нет.

Интернет - зависимость – это патологическое пристрастие к работе или проведению времени в Интернете.

К основным причинам интернет - зависимости среди подростков можно отнести одиночество, социальную дезодаптацию, поиск острых ощущений, недоступных в реальном мире, депрессия и психические отклонения. Подобная зависимость несет в себе разрушающий вред для личности подростка.

Интернет является привлекательным для подростков:

• как средство ухода от реальности за счет возможности анонимных социальных интеракций;

• как средство приобретения чувства безопасности и осознание своей анонимности при осуществлении интеракций;

• это возможность для реализации каких-то представлений, фантазий с обратной связью;

• это неограниченный доступ к информации - информационный вампиризм.

Если за компьютером родители еще как-то могут следить дома, то за всем остальным становиться возможным лишь при непосредственном присутствии взрослого рядом.

Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми и подростками фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств, как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др.

Важно следить за тем, как подросток проводит свое свободное время, нужно обеспечивать ему более благоприятную среду для проведения свободного времени, нежели постоянное просиживание в Интернете или за компьютерной игрой.

Интернет - зависимость-это серьезная проблема, которая причиняет ущерб здоровью современного общества, проблема, с которой нужно и можно бороться.

Современный мир всё более ускоряет свой темп, поэтому компьютер и Интернет многие считают необходимостью, без которой очень тяжело идти «в ногу со временем».

Большинство наших сверстников считает Интернет непременным атрибутом современного человека и не представляет жизни без компьютера и Сети. Мы с ними во многом согласны. Интернет действительно бывает зачастую крайне полезен, о чём уже говорилось выше.

Мы пришли к выводу, что Интернет является необходимым атрибутом современной жизни, лучшим способом поиска информации, делового общения, отдыха и т.д. Современный человек не может себе представить и дня без общения в Сети, зачастую предпочитая Интернет любым другим видам развлечений. Следовательно, Интернет является необходимостью, но следует помнить о правилах использования Интернета, чтобы не стать интернет - зависимыми.

В ходе работы над темой своей работы мы пришли к следующим выводам: 

1. Благодаря своим качествам: анонимности, доступности, невидимости, безопасности, простоты использования, Интернет оказывает неоценимую услугу людям, но в то же время может наносить вред подросткам и молодежи, которые вместо социализации в реальном мире, находят возможность социализации в мире Виртуальном.

2.Интернет не всегда вреден для психологического здоровья. Иногда людям просто негде самовыразиться и проявить свои творческие способности, многие используют Интернет как источник информации. Но при неправильном использовании компьютера он может стать опасным и для физического здоровья:ухудшение зрения, искривление осанки, раздражительность и др. 

3.Интернет – одно из лучших изобретение в мире. Но всему нужна своя мера, и не стоит быть фанатом чего-либо и культивировать Интернет, быть его рабом. Просто используйте Интернет, как средство для достижения ваших целей. Определитесь, что вы хотите от этого уникального средства коммуникации между людьми.

Таким образом, мы получили подтверждение выдвинутой гипотезе:

Интернет-зависимость поддается профилактике, если выполнять все советы российских психологов.

Комментарии